Показать сообщение отдельно
Непрочитано 03.11.2010, 21:47
#69
latad
Confederate

Аватар для latad
 
Club: не состою, чисто одиночка
Location: C-Петербург
Weight: 85 kg.
Благодарностей: 297
Записей в блоге: 18
Из моей практики, правда, не слалом, но может пригодится:
- Случай1. Парус мягкий, естественно, никаких камберов. Не торопитесь махать руками, аналогии с жёсткими камберными есть.
При обыкновенном передозе такой парус нельзя перетягивать, он начинает отваливать верхушку и выгибать её в другую сторону, верхушка начинает тянуть в другую сторону, вынуждая перебирать низ, положение очень неустойчиво, то верхушка тянет в одну сторону, то в другую, то её начинает так мотать, что удержаться на доске просто не хватает веса.
При сильном передозе, в момент переброса паруса на другой галс его начинает мотать как флаг, с дальнейшим увеличением ветра (внезапный порыв именно в этот момент) мотает так, что его становится невозможно перехватить, в момент перехвата и попытке поймать ветер его просто выбивает из рук очередным колебанием. Попытка иметь минимальный угол атаки ни к чему не приводит, колебания низа и верха происходят в противофазе с периодом до 0,2 сек, что для реакции подавляющего большинства людей уже недоступно к управлению. Про дикие усилия на руках и весьма ограниченные возможности человека выдерживать предельные напряжения долго, думаю, можно не говорить.
Поэтому, действительно, парус приходится ослаблять, чтобы он не входил в резонанс (а это именно он, на жёстком парусе до него как правило дело не доходит, катапульта будет раньше, на первых же колебаниях) и идти под самым маленьким углом атаки, всё время регулируя положение паруса, с весьма значительными, но терпимыми усилиями.
При запредельном передозе парус снова приходится выбивать, но уже так, чтобы его верхушка заведомо работала в обратную сторону практически сразу, но была бы натянута так, что колебания стали бы невозможны, это резко снижает усилия на руках и требуется гораздо меньшее откренивание, что позволяет дойти хоть и не под таким крутым углом, но всё-таки в лавировку, если надо. Колебания при этом, раз верх перестал менять направление тяги, прекращаются.
- Случай 2. Парус жёсткий, двухкамберный.
Всё как и в первом случае, но менее выражено и парус работает при передозе немного по-другому.
Пока хватает реакции, иду на выбитом туже парусе, если ветер ещё сильнее - ослабляю по мачте чуть-чуть, одновременно добивая по гику чуть меньше полной компенсации увеличения пуза из-за ослабления по мачте. При этом стараюсь идти так, чтобы твистованный верх создавал как можно меньше тяги, чтобы он своими колебаниями в зависимости от изменений ветра и моего управления углом атаки давал устойчивость в тяге. Чтобы не попасть в резкое увеличение тяги при изменении силы и направления истинного ветра, заваливаю мачту на ветер, насколько это возможно, это добавляет устойчивости тяги низа и возможности сброса излишков тяги недоперетвистованным верхом.
Вот в запредельный передоз на жёстком парусе не попадал, вернее, попадал, но предпочёл свернуть парус трубочкой и грести половинкой мачты, чтобы не рисковать матчастью ради сомнительных экспериментов. (Не уверен, что на камберном парусе можно добиться устойчивой тяги в обратную сторону верха, мне удавалось лишь обнулить тягу твиста, но руки грузятся при этом немилосердно одной лишь ловлей положения относительно ветра.)
Это чисто мой опыт, никакой теории.
Да, психологически надо набраться наглости (и точно знать свои возможности), чтобы при дальнейшем усилении и так передозного ветра не только увеличить пузо, но ещё и твист сделать меньше. Я предпочитаю, на одном парусе, слегка увеличив пузо, заднюю шкаторину всё же ослабить снижением гика по мачте до предела ( и приблизив люверс как можно ближе к задней оковке гика, это увеличит жёсткость управления и уменьшит время реакции паруса на управляющее воздействие), а на другом - и твист уменьшить.
Паруса хоть и одинаковой площади, но ведут себя по-разному (разный крой) и требуют разного подхода для устойчивости в передозе, как мне кажется.
latad вне форума Ответить с цитированием