Показать сообщение отдельно
Непрочитано 02.07.2010, 09:43
#31
lop
виндсерфингист

 
Location: СПб
Weight: 90+ kg.
Благодарностей: 269
Цитата:
Сообщение от EVO777 Посмотреть сообщение
Доброго времени суток уважаемые форумчане. Несколько раз приходилось выходить в море на отжимном ветре, а возвращаться к точке старта по берегу, причем на приличное расстояние. Пытался идти галсами бейдевинд меняя борта и поворотами оверштаг, но мало что получалось, я подозореваю от небольшого практического опыта. Подскажите как правильно ходить против ветра?
Если ветер ровный по силе и направлению, то правильно ходить против ветра легко, но нужно выработать несколько простых навыков.
Во-первых - стойка.
Если не в петлях, то задняя стопа стоит поперёк продольной оси доски (или под углом, носком к носу доски), пятка возле самой оси на наветренном борту, большая часть стопы - на подветренном, эта стопа отвечает за крен доски.
Передняя стопа расположена вдоль доски на наветренном борту, сбоку и позади шарнира, пяткой как можно ближе к пятке задней ноги, но не в ущерб равновесию; она отвечает за продольное равновесие тела - когда подходит порывчик, или доска притормаживается о волну, то вес переносим на носок передней ноги, не давая себе упасть и толкая доску вперёд. А всё остальное время стараемся держать свой вес на пятке задней ноги.
Ноги прямые или чуть согнуты в коленях на волне. Если стопы расположены правильно, то угол между тазом и продольной осью доски составляет около 45 градусов, то есть таз полуразвёрнут вперёд, к носу доски и направлению твоего движения. Торс в пояснице развёрнут ещё сильнее вперёд, так что плечи развёрнуты почти поперёк доски. Если к этому добавить поворот головы на шее в ту же сторону, то получится, что твой взор будет направлен именно туда, куда нужно - по ходу движения и наветер, вовремя замечая по ряби на воде все изменения в иле и направлении ветра. Прямая передняя (или мачтовая) рука при этом почти прижата к груди, задняя (шкотовая) регулирует угол между ветром и парусом.
Если стойка неправильная, то ты смотришь не туда, куда нужно, не видишь готовящиеся изменения ветра, и не можешь вовремя скорректировать курс и положение паруса, а мышцы быстрей устают.
Следующее - научится постоянно следить за скоростью доски и особенно её изменением. Если есть рябь или волна, то сделать это проще, на гладкой воде нужно искать ориентиры, вроде плавающих предметов, или иногда бросая взгляд на корму, след за доской. Всё остальное может быть правильным - стойка, положение паруса, курс (по твоему мнению), но если скорость доски упала почти до нуля, то пользы в этой "правильности" не будет, нужно что-то менять.
Следующее - научится постоянно следить и чувствовать, откуда дует ветер. Не тот, который был, когда ты стартовал от берега, и не тот, который был минуту назад, а тот, который дует именно в этот момент. Даже самый ровный ветер - штука переменчивая, и мы должны постоянно под него подстраиваться, меняя угол установки паруса и/или курс доски.
Следующее - научится постоянно отслеживать курс доски. Курс - это угол между направлением нашего движения и каким нибудь другим направлением: стрелки компаса, ветра, волны, на точку старта. Для парусного судна самый важный курс - это курс по отношению к ветру. Но тут следует помнить две особенности; во-первых, направление нашего движения не совпадает с направлением оси доски, причём тем сильнее, чем меньше наша скорость - это результат дрейфа, бокового сноса доски. Во-вторых, направление ветра, который мы ощущаем, двигаясь на доске, не совпадает с направлением ветра, который дул бы в этой же точке пространства в этот же момент времени, если бы мы стояли на месте без скорости. На практике надёжней всего оценить курс можно по ориентирам - если ты идёшь к берегу, то ищешь взглядом (или взором) такое направление на берегу, где дальние и ближние объекты находятся постоянно на одной линии, а не смещаются друг относительно друга, как по всем другим направлениям - это и будет настоящее, а не кажущееся, направление движения доски.

Вот, теперь, когда ты овладел всеми этими умениями и знаниями, начинаем ходить против ветра, то есть лавироваться. Поскольку цель - на берегу, пусть это точка, откуда мы выходили на воду, а ветер отжимной, то один из галсов лавировки будет более выгодный, чем другой, он быстрее приближает нас к цели. Простой признак этого галса - цель должна находится спереди от линии, проходящей поперёк нашего направления движения, хотя можно ориентироваться и по линии, проходящей поперёк оси доски. Бывает так, что цель находится спереди от этой линии на обоих галсах, тогда лучше ориентироваться по углу между направлением нашего движения и направлением на цель - чем он меньше, тем выгоднее галс. Хотя для начала достаточно и первого признака.
Вот этим галсом мы и начинаем двигаться. При движении, если скорость хорошая, то слегка приводимся до тех пор, пока не увидим и почувствуем, что скорость заметно упала - значит в этот момент мы идём слишком круто и нужно слегка увалиться. Уваливаемся до тех пор, пока скорость не восстановится и тут же снова начинаем слегка приводиться. Немного потренировавшись, ты добьёшься того, что приведения и уваливания будут плавными и в небольшом диапазоне углов, а изменения скорости - небольшими. Но постоянно слегка корректировать курс, чуть уваливаясь или чуть приводясь и оценивая изменения скорости нужно всегда, даже и не на лавировке.

Следя за скоростью, не забываем следить и за курсом - если направление движения в процессе уваливания изменилось настолько, что галс стал невыгодным - цель очутилась позади траверза - направления, поперечного оси доски, или позади перпендикуляра к направлению нашего движения, значит пора делать поворот оверштаг и идти другим галсом. Вот и все основы.

Порывистый и переменчивый по направлению ветер требует лишь более часто менять курс, да больше энергии тратится на поддержание равновесия.
lop вне форума Ответить с цитированием