Тема: Передоз
Показать сообщение отдельно
Непрочитано 14.07.2016, 18:33
#16
   Сказали спасибо за это сообщение: 3
OlegMZ
Windsurfer

Аватар для OlegMZ
 
Club: Toronto Windsurfing Club
Location: Торонто
Weight: 80 kg.
Благодарностей: 125
Цитата:
Сообщение от Skipper sw Посмотреть сообщение
Всем привет,
Вообщем вопрос простой, поделитесь опытом хождения в передоз. Еду кататься ветер будет 5-10 мс или 8.5-17 узлов, думаю взять 140 л. доску и 8.4 камберныи парус, так вот вопрос когда порыв будет 10мс что делать, уперется и в крутой бэидевинд или как? Просто думаю, что для 8.4 - 10 это многовато :)
Вообще-то 5-10 м/с это 10-20 узлов, а совсем не 8.5 - 17.
Парус 8.5 тянет на глисс примерно от 12 узлов и относительно комфортен до 18. На 16 узлов уже 6.5 вполне, на 20 узлов. И это для тушки ~80 кг со средними навыками. При подходящей матчасти, СОСТОЯНИИ ВОДЫ, порывистости ветра и умения можно распамповаться и с меньших величин и кататься в более сильный ветер.
Опять же, непонятны условия катания. Это максимально-средний ветер или на порывах? Катание в открытом водоёме (чоп, волны) или в заливе/лимане на "плоской" воде? Вода пресная или солёное море?
Парус опять-же, камберный/бескамберный, современный/древний, фрирайдный или честный рейсовый?
Доска 140 л также ниочём - формула, слаломка, фрирайд? Умение гонсчега (в т.ч. настроить матчасть)?
Могу сказать, что на нашем болоте с относительно гладкой водой я вполне комфортно катал на 2х камберном Turbo 8.6 на SB GO150 c 52м плавником. До 18 узлов вообще нормально, до 24 на порывах начинаешь сильно утомляться, ибо парус прёт как танк, доска за ним не поспевает (пока уперся в 43 км/ч), сильно не откроешься, чтобы не взлететь, а поясная трапа (к тому же старая и мягкая) вынуждает собственную "корму" иногда черпать набегающие волны (особенно на провальчиках ветра).
Короче катать можно, но почти неприятно. Сил много тратишь.

Тут ещё такая штука. Вся матчасть должна быть сбалансирована и отвечать условиям каталки. Оптимально подобранные и настроенные компоненты позволяь сильно расширить диапазон катания. Всё, естественно, если катальщик умеет правильно с матчастью на воде работать и нет проблем со стойкой и опытом.

1) "Большой" парус предполагает закрытие щели ( в отличие от вейва) для быстрого, стабильного и комфортного катания
2) Закрытие щели предполагает уход тушки назад вместе с центром паруса (тяги)
3) Уход назад предполагает передачу [очень нехилой] тяги паруса в корму и на плавник (задней ногой). Передняя тоже толкает вперед, конечно, но и вбок тоже и там же в корме. Но про неё отдельно.
4) Передача боковой тяги паруса в доску (в борт доски, параллельно поверхности воды), требует противодействия, которое даёт плавник.
5) Плавник должен быть достаточного размера (длины), чтобы работать как под малой нагрузкой (слабый ветер), так и под большой (передоз).
6) Слишком короткий "провалится" под нагрузкой или потеряет сопротивление на "кочке" чопа (воздушный пузырь) - постоянно в спинаутах будешь.
7) Большой плавник будет работать на малых нагрузках, но на передозе (=большие поперечные усилия) будет так "хорошо" сопротивляться, что начнёт поднимать в воздух наветренный борт доски, попутно выворачивая ступни серфера, всунутые в петли
8) Такое выворачивание требует достаточной ширины доски, а также петель в бортах (в а не посередке), чтобы тушка этому процессу смогла успешно сопротивляться, давя на пятки. Поэтому юзать чикен луп или центральную петлю представляется плохой идеей, если только не в бакштаг валишь.
9) Как бонус к п.8, тушка может держать наветренный борт немного над водой, уменьшая смоченную поверхность своего широкого "тазика", ведя доску на подветренном борту и [длинном] плавнике. Это приведет к более мягкому ходу доски и возрастанию скорости (= более крутому вымпельному ветру и автоуменьшению тяги, если не дозакрыть парус). Короче, стабильная система с отрицательной обратной связью.
10) Если тушка приняла правильное положение, уйдя назад, вывесевшись наружу и уперевшись в борт, то немалая часть веса будет передаваться через трапу и мачту на шарнир, не давая доске задрать нос и взлететь. При этом будет достаточно пространства для приоткрывания паруса и уменьшения тяги, без ослабления давления на шарнир и выведения системы из равновесия. Но когда и правда штырит, то этот запас сильно снижается, и волна побольше или короткий "кирпич" в парус доставит много неприятных, или наоророт веселых секунд или минут. . Особенно зрителям

Соответственно сравнительно узкая доска, соответствующий небольшой плавник и адекватно небольшой парус (без избытка тяги) позволят кататься много более комфортно. И на малых скоростях нет провалов, и ноги не выворачивает при передозе, и нет дилеммы (не открою парус - убьюсь, открою - взлечу и убьюсь ) Ну и доску по "ухабам" не так колбасит.

По себе могу сказать, что катание даже на сравнительно тяжелой SB GO150 (85см, 52й плавник) c лопухом 8.6 куда комфортне, чем с этим же парусом на JP X-Cite ride 135 (72 cм, 44й плавник). На последней приходится много больше нагрузки на переднюю ногу передавать, заднюю ногу вынуть из петли и в борт упереть (хоть выносную площадку делай). Парус при этом назад "не идёт" и щель недозакрывается так хорошо и естественно как на GO. С 6.5 - совсем другое дело. Но это и ветер от 15 узлов нужен.

Да, если что, Go150 вполне себе прекрасно и с 6.5 идёт с тем же большим плавником. Была бы вода достаточно ровная для такой посудины. Понятно, что это не идеальное сочетание, хочется чего-то поменьше пол ногами (если раньше пробовал и знаешь ) но для прогулочного катания вполне. Особенно для легковесов.

В общем как-то так. Всё ИМХО, так что комментируёте на здоровье
OlegMZ вне форума Ответить с цитированием