Показать сообщение отдельно
Непрочитано 14.06.2014, 23:01
#833
Шайтан
Windsurfer

 
Location: Москва
Благодарностей: 42
Ассонанс — повторение гласных звуков (в отличие от аллитерации - повтора согласных).

Цитата:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

М. Ю. Лермонтов
Свои эксперименты с ассонансом я начал с того, что попытался (как при аллитерации) использовать повтор звуков по типу: чем больше, тем лучше.
Но оказалось, что не так-то это просто.
В стихах между согласными и гласными есть большая разница: согласные могут располагаться как угодно и в любом (разумном) количестве, что даёт нам определённую свободу при выборе слов (если, например, нам нужно подобрать слова, в которых встречается один и тот же согласный звук).
А для гласных существует жёсткая структура (поскольку ритм определяется слогами, а в одном слоге - ровно одна гласная буква).
Т.е. если у нас, например, четырёхстопный хорей, то в строке должно быть 8 (или 7 при неполной последней стопе) гласных. Причём нечётные должны быть ударными, а чётные безударными.
Такие ограничения (если мы при этом ещё пытаемся подобрать слова с одинаковыми гласными) делают нашу задачу чрезмерно трудной.
Мы ведь не хотим всю жизнь потратить на написание только одного стихотворения, но зато с ассонансом?

Поэтому я стал искать возможности упростить задачу.

Во-первых, я решил, что озадачиваться ассонансом нужно только для ударных гласных. Потому что безударные произносятся с меньшей силой, и мой - с таким трудом вымученный - ассонанс в них никто не заметит.

Сначала я попробовал располагать одинаковые (гласные ударные) звуки в первой "позиции" каждой строчки в строфе. Т.е. если есть четверостишие, то в каждой из четырёх строк первый ударный гласный звук должен быть одинаковым:

Цитата:
Подо мною полсотни метров
Бирюзовой прозрачной прохлады.
Кроме моря и ровного ветра
Ничего мне для счастья не надо.

Лишь дыхание знойной пустыни
Над бескрайней пустынею синей,
Где кораллы навеки застыли
Под коврами цветущих актиний.
Эффект вроде был, но слабый.
Наверное, нужно как-то по-другому.

Тогда я решил, что ассонанс у меня будет "помогать" рифме.
Если, скажем, рифмуются первая и третья строки, то и все (или почти все) ударные гласные этих строк надо стараться сделать попарно одинаковыми (первый ударный гласный звук первой строки должен совпадать с первым ударным гласным третьей строки; второй со вторым, а третий с третьим). При этом желательно (но не обязательно), чтобы и внутри каждой из этих строк звуки повторялись (первый должен совпадать, например, с третьим):

Цитата:
У мУти окрАс паУчий
В нЕбе за тИхой пОймою.
ХлебнУть бы хоть рАз из-под тУчи -
МнЕ бы хватИло, запОйному.
Результат не оправдал ожиданий.
Так писАть было очень трудно. Но дОлжного эффекта не получилось. (В отзывах стихотворение было названо упадническим - это максимум, чего я добился )

Я стал анализировать различные (свои) варианты стихов с использованием ассонанса и пришёл к выводу, что лучше располагать одинаковые звуки подряд. Сериями по две - три штуки (речь идёт всё ещё об ударных гласных). Если есть выбор между началом, серединой и концом строки, то лучше в конце (это усилит рифму). А лучше везде: и в начале, и в конце. (Но это не всегда легко получается).
Такое расположение одинаковых звуков (подряд) придаёт стихам что-то вроде "напевности", они как бы "текут". И делать это легко (в крайнем случае, всего двух слов с одним звуком будет достаточно).

Цитата:
ТепЕрь мне ужЕ не судьбА покатАться
Ни пО морю, ни по речнОму затОну.
Мне выпала чёрная кАрта - тринАдцать:
Теперь мне дорОга на днО, к ПосейдОну.
Вот на этом я и остановился. На таком варианте ассонанса.

А недавно случайно обнаружил, что не один я такой умный:

Цитата:
Алый мрАк в небЕсной чЕрни
Начертил пожАром грАнь.
Я пришел к твоЕй вечЕрне,
ПолевАя глухомАнь.

Сергей Есенин
Кстати, тут и с аллитерацией всё в порядке:

Цитата:
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.
Это к слову о (якобы) врождённом поэтическом таланте.
Это, наверное, случайно здесь буковки повторяются? Да?
Шайтан вне форума Ответить с цитированием