Ассонанс — повторение гласных звуков (в отличие от аллитерации - повтора согласных).
Цитата:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
М. Ю. Лермонтов
|
Свои эксперименты с ассонансом я начал с того, что попытался (как при аллитерации) использовать повтор звуков по типу: чем больше, тем лучше.
Но оказалось, что не так-то это просто.
В
стихах между согласными и гласными есть большая разница: согласные могут располагаться как угодно и в любом (разумном) количестве, что даёт нам определённую свободу при выборе слов (если, например, нам нужно подобрать слова, в которых встречается один и тот же согласный звук).
А для гласных существует жёсткая структура (поскольку ритм определяется слогами, а в одном слоге - ровно одна гласная буква).
Т.е. если у нас, например, четырёхстопный хорей, то в строке должно быть 8 (или 7 при неполной последней стопе) гласных. Причём нечётные должны быть ударными, а чётные безударными.
Такие ограничения (если мы при этом ещё пытаемся подобрать слова с
одинаковыми гласными) делают нашу задачу чрезмерно трудной.
Мы ведь не хотим всю жизнь потратить на написание
только одного стихотворения, но зато с ассонансом?
Поэтому я стал искать возможности упростить задачу.
Во-первых, я решил, что озадачиваться ассонансом нужно только для ударных гласных. Потому что безударные произносятся с меньшей силой, и мой - с таким трудом вымученный - ассонанс в них никто не заметит.
Сначала я попробовал располагать одинаковые (гласные ударные) звуки в первой "позиции" каждой строчки в строфе. Т.е. если есть четверостишие, то в каждой из четырёх строк первый ударный гласный звук должен быть одинаковым:
Цитата:
Подо мною полсотни метров
Бирюзовой прозрачной прохлады.
Кроме моря и ровного ветра
Ничего мне для счастья не надо.
Лишь дыхание знойной пустыни
Над бескрайней пустынею синей,
Где кораллы навеки застыли
Под коврами цветущих актиний.
|
Эффект вроде был, но слабый.
Наверное, нужно как-то по-другому.
Тогда я решил, что ассонанс у меня будет "помогать" рифме.
Если, скажем, рифмуются первая и третья строки, то и все (или почти все) ударные гласные этих строк надо стараться сделать попарно одинаковыми (первый ударный гласный звук первой строки должен совпадать с первым ударным гласным третьей строки; второй со вторым, а третий с третьим). При этом желательно (но не обязательно), чтобы и внутри каждой из этих строк звуки повторялись (первый должен совпадать, например, с третьим):
Цитата:
У мУти окрАс паУчий
В нЕбе за тИхой пОймою.
ХлебнУть бы хоть рАз из-под тУчи -
МнЕ бы хватИло, запОйному.
|
Результат не оправдал ожиданий.
Так писАть было очень трудно. Но дОлжного эффекта не получилось. (В отзывах стихотворение было названо упадническим - это максимум, чего я добился
)
Я стал анализировать различные (свои) варианты стихов с использованием ассонанса и пришёл к выводу, что лучше располагать одинаковые звуки подряд. Сериями по две - три штуки (речь идёт всё ещё об ударных гласных). Если есть выбор между началом, серединой и концом строки, то лучше в конце (это усилит рифму). А лучше везде: и в начале, и в конце.
(Но это не всегда легко получается).
Такое расположение одинаковых звуков (подряд) придаёт стихам что-то вроде "напевности", они как бы "текут". И делать это легко (в крайнем случае, всего двух слов с одним звуком будет достаточно).
Цитата:
ТепЕрь мне ужЕ не судьбА покатАться
Ни пО морю, ни по речнОму затОну.
Мне выпала чёрная кАрта - тринАдцать:
Теперь мне дорОга на днО, к ПосейдОну.
|
Вот на этом я и остановился. На таком варианте ассонанса.
А недавно случайно обнаружил, что не один я такой умный:
Цитата:
Алый мрАк в небЕсной чЕрни
Начертил пожАром грАнь.
Я пришел к твоЕй вечЕрне,
ПолевАя глухомАнь.
Сергей Есенин
|
Кстати, тут и с аллитерацией всё в порядке:
Цитата:
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.
|
Это к слову о (якобы) врождённом поэтическом таланте.
Это, наверное, случайно здесь буковки повторяются? Да?