Показать сообщение отдельно
Непрочитано 15.12.2014, 17:26
#78
lop
виндсерфингист

 
Location: СПб
Weight: 90+ kg.
Благодарностей: 269
Цитата:
Сообщение от latad Посмотреть сообщение
Объясняю для тех, кто Формулу видел только на берегу (все замеры не на глаз, а по нафигатору, как непосредственно, так и по треку на компе, течение исключено в принципе):
Формула идёт в водоизмещении со скоростью 5-7км/ч, это скорость быстрого пешехода.
Начиная с 8км/ч она тащит за собой весьма заметную волну и сопротивление растёт так, что создаётся впечатление, что на плавнике висит кусок сети. На 12км/ч бурления непосредственно за кормой уже нет, вода оторвалась, но сопротивление и не думает уменьшаться, при 14км/ч, если ветер ровный, можно рывком встать в петли, скатиться с волнишки 10см и закрыть щель, этого достаточно, чтобы разогнаться до 20-25км/ч. По сравнению с фрирайдом шириной 85см разрыв между началом глиссирования и ходом на уже установившейся скорости существенно больше. Если без всяких фокусов просто ждать, когда само вытянет на глисс, то формула, с трудом достигнув 16км/ч, дальше как с цепи сорвётся и будет разгоняться до 25-30км/ч и далее, если ветер не пограничный. Фрирайд 85см выйдет на глисс с 18км/ч и на этой скорости не остановится, а разгонится до 22-25км/ч.
То есть, на фрирайде стабильных скоростей 16-22км/ч практически не существует, на формуле этот диапазон снизу и сверху расщепляется, на разгоне "не существующие" (условно, естественно, просто они очень редки) скорости 14-25км/ч, на ослаблении ветра это уже 20-12. Естественно, если прыгать на плавнике и пампить, то можно долго держаться в этом диапазоне, но это уже за счёт добавки тяги.
Что такое "провалился"? Формула не сходит плавно с глисса, даже если заранее выйти из петель и удерживать дифферент, не давая утонуть корме, она как на стену натыкается при скорости где-то 12-10км/ч и тут же сбрасывает скорость до 6км/ч. Это я и называю "доска провалилась". Кто катался на формуле, поймёт, о чём речь.
Вот эти два явления, при разгоне и сходе, не почувствовать на формуле невозможно, более того, это вполне измеряемо.
Спасибо, добрый человек, разжувал не видевшему формулу, кроме как на берегу. Но про "резкость" понятности не добавилось. Итак, что из вышеприведённого следует?
1. Что сопротивление до выхода на глиссирование непрерывно растёт. Кто бы сомневался.
2. Что после выхода на глиссирование скорость "резко" увеличивается, вариант - доска "как с цепи сорвётся", то есть скорость чуть ли не одномоментно возрастает с 14-16-18 до 22-25-30.
На этом основании делается вывод, что есть "горб сопротивления". По моему, совершенно не обоснованный. По порядку:
- "резкость" изменения скорости в механике характеризуется словом "ускорение". Большое ускорение - большая "резкость", маленькое ускорение - маленькая "резкость". Цифровой оценки именно "резкости" приведено так и не было.
- В соответствии со вторым законом Ньютона ускорение положительное (скорость возрастает), если суммарная сила направлена в сторону движения, отрицательное, если суммарная сила направлена против движения и равно нулю, если суммарная сила равна нулю. Причём для тела, обладающего массой, ускорение всегда конечно, а значит скорость не может возрастать мгновенно.
- Если проанализировать трек, то можно определить, каким образом менялось ускорение в процессе выхода на глиссирование, и тогда, зная примерную массу объекта (доска+верхушка+тушка), оценить (хотя бы грубо) величину суммарной силы, которая на оный действовала в разные моменты времени.
- Суммарная сила это не что иное, как тяга минус сопротивление (в основном доски). До тех пор, пока тяга выше сопротивления, доска разгоняется, вне зависимости от того, растёт ли при этом сопротивление, остаётся ли оно постоянным, или "падает, скатываясь с своего горба". Если тяга паруса в некотором диапазоне скоростей меняется сравнительно плавно, то сопротивление глиссирующей доски, как мы вроде бы выяснили, сначала плавно возрастает, потом возрастает всё быстрей, а затем, после выхода на глиссирование, снова плавно возрастает, или перестаёт расти на некотором интервале скоростей, как на рис.7, или даже падает, если есть горб. Но в любом из трёх случаев скорость будет возрастать до тех пор, пока тяга превышает сопротивление. И сама по себе "резкость" возрастания скорости, вообще говоря, не гарантирует того или иного варианта изменения сопротивления, для его окончательного определения нужно знать ускорение объекта и зависимость тяги от скорости в этом диапазоне скоростей. Зная курс доски к истинному ветру можно сделать рассчётную оценку максимальной тяги паруса на данном курсе при разных скоростях доски, и тогда, с учётом изменения ускорения, можно будет сказать, как при этом менялось сопротивление. Правда при этом факторы аэродинамической разгрузки доски, пампинга и прочих "качаний" доски и плавника мы игнорируем, но даже и в таком упрощённом виде оценка сопротивления тянула бы на приличный аргумент.
Цитата:


? Странное утверждение. Чем шире доска, тем туже она выходит на глиссирование. Но раньше! По скорости начала глиссирования и скорости ветра.
Что такое "туже", в терминах школьного курса физики?
Цитата:
И- да, если бы не было горба, точнее, существенного снижения сопротивления после выхода на глисс, формула не смогла бы проходить провалы.
А что бы с ней сделалось, "мгновенная остановка"? Второй закон Ньютона мгновенную остановку для материальных тел запрещает. Вот какой-нибудь дух поэтический - тот может.
Цитата:

Можно подумать, что я с этим спорю...
А дальше идёт снижение сопротивления, сначала резкое, затем довольно долго плавное, а затем и вовсе возрастание. Горб, как его ни назови и где ни поставь на графике скорости, есть. Вот на длинных швертовках с горбом сложнее, доска типа давно уже глиссирует, а никакого горба. Совсем. Выход очень незаметный. И где-то уже за 25км/ч как с цепи срывается... А скорость увеличивается так, что нафигатор покажет на 1-2км/ч больше (если сможешь засечь, у него ошибка как раз в этом диапазоне) - и всё...
Горб - это специфическая форма графика зависимости сопротивления от скорости. Пока нет такого графика, разговоры про наличие или отсутствие горба - пустопорожние.
Цитата:
Что даст дополнительная ширина, если её включить внезапно?
Это как это?
Цитата:
Допустим, формула плетётся со скоростью 8-10км/ч и никак ей не хватает ветра, а не очень широкий фрирайд в это время упирается в свои 14км/ч или чуть побольше и у него всё равно нет никаких шансов, потому что ему нужно 18-20км/ч! А до них ему как до Луны, взобравшись на гору, как будто бы и ближе, но всё равно далеко...
И тут фрирайд включает свою ж..у во всю ширь и... или тут же сбрасывает скорость до формульной "я никуда не тороплюсь" 8км/ч... Или-таки выскакивает на глисс! А формула смотрит изуслённо ему вслед...
Ниасилил этот мысленный эксперимент. Это типа как в "Фантомасе", у афтамабиля сбоку выдвигаются пара крылышков, и он взлетает, как самолёт? Но это ж кино!
Когда я говорил про влияние ширины, то речь велась именно о сопротивлении, то есть фактор тяги не рассматривался. Но на 14 км/ч формула выйдет на глиссирование, если парус у неё формульный, а не фрирайдный. Так что, увеличив вдруг на этой скорости ширину фрирайда до формульной, мы не обеспечим его достаточной тягой для такой ширины. И глиссирования не произойдёт.
lop вне форума Ответить с цитированием